Колонка редактора

Близится к завершению строительство драматического театра, который станет не только центром культуры, но и архитектурной достопримечательностью столицы Республики. В процессе общественного обсуждения проекта строительства было специально оговорено, чтобы в фасадной части сохранился прежний облик театра им. К.Хетагурова проекта 1931 года. И это пожелание строители учли.
Сейчас начался процесс оформления внутреннего убранства театра и прежде всего зрительного зала. Украшением театра раньше была внутренняя роспись по мотивам Нартовского эпоса, выполненная художниками Г.Котаевым и У.Гассиевым. Во время пожара 2005 года здание театра сгорело, погибли в огне и фрески. Казалось, что росписи утрачены навсегда, ведь и сами художники к этому времени покинули наш мир. Но по счастливой случайности фотографии фресок сохранились, за что надо сказать спасибо энтузиастам сохранения старины Ю.Бетееву и В.Мулдарову.
В настоящее время новая роспись в театре поручена известным художникам Лаврентию Касоеву и Магрезу Келехсаеву. Уже подготовлены эскизы, по которым будут оформлены стены в фойе театра. Здесь появятся жанровые картинки скифских и аланских воинов.
В основе одной росписи лежит легенда о происхождении скифов, записанная древнегреческим историком Геродотом. Он пишет: «Скифы говорят, что их народ произошел следующим образом: в их земле родился первый человек по имени Таргитай, родителями которого они называют Зевса и дочь реки Борисфен. Такого происхождения был, по мнению скифов, Таргитай, а у него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них упали с неба на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший из братьев, первым увидев эти предметы, подошел ближе, желая их взять, но при его приближении золото воспламенилось. То же самое было и со вторым сыном. Только когда подошел третий брат, горение прекратилось, и он отнес к себе золото. Старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему все царство. И вот от Липоксая, по легенде, и произошли скифы».
На других эскизах преимущественно изображены вооруженные всадники и пешие воины — одним словом, все картины в милитаристском стиле. Отметим, что прежние росписи были более миролюбивы: сцены охоты, музыкально-песенные мотивы, пиршества нартов приятно отвлекали зрителей в ожидании поднятия занавеса.
В этой связи хочется сказать о стереотипах, которые сегодня присутствуют в художественной сфере Осетии. Изображение наших древних предков, да и собственно самих осетин, преимущественно дается в военной стилистике. Если скиф, то обязательно стреляющий из лука, если аланский воин, то разящий саблей, если осетин, то с кинжалом. Такое ощущение, что наши предки, далекие и близкие, занимались только войной и набегами. Это, конечно же, не так.
В перечне тех же даров, которыми небеса наделили скифов, помимо боевого оружия секиры есть чаша и плуг с ярмом. Это значит, что народ был не только воином, но и земледельцем, да еще получил в обиход чашу. Поэтому было бы неплохо, если бы художники-оформители не забыли и о трудовой повседневности наших предков: пахарях, скотоводах, строителях.
В самом зале также будут росписи, над которыми работают художники Захар Валиев и Аслан Хетагуров. Здесь сюжеты преимущественно связаны с традиционным религиозным пантеоном.
Театр — это во многом мистическая аура, здесь даже реализм на сцене кажется не таким, как в обыденной жизни. Поэтому и художественное оформление зала и холла не должно контрастировать с ощущением театральной действительности.
Изображение скифов и алан больше подходит для нашего национального музея. Они здесь на своем месте, уже в холле готовя посетителей к восприятию древних артефактов. А в театре зритель уже с первых шагов должен быть в плену литературных, во многом виртуальных образов. И уже с поднятием занавеса быть готовым воспринимать сценическое действие как иной, порой недоступный ему в обыденной жизни, мир.
Насколько мне известно, эскизы по росписям и в холле, и в зале нового театра еще не утверждены. Поэтому хотелось бы, чтобы зрители, приходящие в храм Мельпомены, воспринимали Осетию не только как страну воинов прошлого и настоящего.

Газета «Южная Осетия»