Южная Осетия: за полгода до выборов

Как известно, в политике часто спойлером называют кандидата – участника выборной кампании, который не имеет шансов победить, но оттягивает на себя часть голосов другого кандидата со сходной программой, повышая тем самым шансы на победу кандидата с противоположной позицией.
Термин «спойлер» происходит от английского глагола to spoil, который в переводе означает «портить», «гадить». Видимо поэтому в нашей да и в российской политической традиции это слово заменяется на более привычное словосочетание «технический кандидат», который выполняет почти ту же самую функцию, исходя из специфики того или иного региона, а так же учитывая принятую на месте систему оплаты труда.
Иными совами, если на пример американский спойлер всячески мешает своему конкуренту выйти вперед и «гадит» ему, то наш «технический кандидат» всячески поддерживает «свою» основную фигуру и одновременно наносит удары по его главному противнику, порой выходя за рамки дозволенного. Если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения системы Станиславского, то наш спойлер, «в первом акте» кампании злостно атакует противника, а в «четвертом акте» – на финише, публично признает свою несостоятельность и призывает избирателя отдать голоса за нужного претендента.
Яркий пример спойлерства – это текущие американские выборы 2016 года и кампания 2008 года, где сама Хиллари Клинтон – ныне кандидат в президенты, пыталась сыграть роль спойлера после того, как она отказалась убирать своё имя из бюллетеня для голосования на съезде демократов…
Есть много примеров и из целого ряда других стран, но чтобы далеко не ходить, достаточно вспомнить выборы 2011-2012 годов в Южной Осетии, которые вошли в историю молодой республики не только рекордным числом кандидатов или же введением механизма фильтрации многочисленных желающих в виде обязательного написания диктанта, но и запоминающимися дуэлями как спойлеров, так и сверх эмоциональных секундантов. Это был настоящий, яркий и незабываемый парад спойлеров.
Зря некоторые эксперты в Цхинвале думают, что спойлерство как политическое явление возникло именно в Южной Осетии, а его автором непременно является Борис Чочиев — бывший руководитель предвыборного штаба Леонида Тибилова, позже возглавлявший администрацию последнего. Это далеко не так, не смотря даже на наличие подконтрольных ему явно выраженных спойлеров на втором этапе кампании, в марте-апреле 2012 года.
История вопроса уходит в более ранние времена, например президентские выборы 2001 года. Тогда было зарегистрировано шесть кандидатов, среди которых был и «предприниматель» Эдуард Кокойты — тогда он баллотировался на главный пост первый раз и, благодаря протестным настроениям населения, стал президентом со второго тура.
Вряд ли можно утверждать, что в далеком 2001-м году кто-то из кандидатов мог даже догадываться о существовании «института спойлерства» и тем более использовать его в деле. Действительно, если посмотреть на состав участников той гонки, можно быть уверенным, что все они видели в главном кресле страны исключительно только свою персону.
Тогда, по опубликованным ЦИК Южной Осетии данным, всего в республике насчитывалось 35 000 избирателей без учета Ленингорского района и двух грузинских анклавов, которые не принимали участия в политических процессах непризнанного тогда государства.
Другой пример — выборы 2006 года и проводившийся тогда же всенародный референдум, на который выносился один единственный вопрос – о государственной независимости Южной Осетии. Попутно отметим важную деталь – в тот год впервые голосование должно было проходить по паспорту гражданина Республики Южная Осетия введенному накануне.
На фоне провала в 2004 году первой военной авантюры Саакашвили в Южной Осетии, рейтинг бывшего президента Кокойты был довольно высок и вряд ли кто мог посметь конкурировать с ним за президентское кресло. Однако важно было показать достойную выборную кампанию как организационно, так и с точки зрения соблюдения конституционных прав граждан и норм демократии, в том числе с участием нескольких кандидатов.
После непродолжительных консультаций и легких уговоров спойлерами для Кокойты были назначены временно неработающий О. Габодзе, глава районной администрации И.Пухаев и сегодняшний президент Южной Осетии Л.Тибилов (тогда секретарь Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта), который уверенно показал второй результат (0,9 %) после победившего Кокойты (98,1%).
Остальные кандидаты не набрали даже половины процента… Впрочем, никто от спойлеров большего и не ожидал. Такова их незавидная доля — до некоторого времени оставаться в тени.
Примечательно, что тогда лидер партии коммунистов – Станислав Кочиев, в отличие от 2012 года, не стал участвовать в этой игре – он отказался от предложенной ему роли спойлера, дабы сохранить влияние внутри партии и не потерять авторитет и лицо в глазах населения, и оказался прав – через три года с легкой руки того же Кокойты он в очередной раз возглавит Парламент!
Добавим, что согласно документу ЦИК Южной Осетии от 12 ноября 2006 общее количество граждан, внесенных в списки для тайного голосования, составило 55 163 человека.
Для проведения сравнительного анализа, видимо будет не лишним вспомнить, что параллельно с реальными югоосетинскими выборами власти Тбилиси организовали т.н. «альтернативные» выборы и провели свой референдум в грузинских селах Южной Осетии, неподконтрольных тогда властям республики.
В село Ередви, где располагался альтернативный «ценртизбирком» со всей округи свозились крестьяне и просто граждане Грузии, проживающие в близлежащих районах, дабы продемонстрировать западным СМИ «демократический процесс» и «нежелание южных осетин отделяться от Грузии»…
Согласно озвученным Тбилиси данным, в «выборах» приняли участие 54.837 человек (видимо эта цифра призвана была показать серьезную альтернативу «режиму Кокойты»), а в результате «победу одержал» про-грузинский кандидат-перебежчик Д.Санакоев, который получил 92,87% голосов. Далее идут назначенные Санакоеву «спойлеры», некие Цабошвили — 3.58%, Джерагов — 1,2%, Чароева — 1,05% и Чигоев — 0,2%.
Конечно, в этом случае мы наблюдали классический спектакль, разыгранный по заокеанским сценариям – в Грузии уже вовсю трудятся американские имиджмейкеры и политтехнологи: подогнаны цифры, проценты, почти схожи количество участников, но что важно, при всей заданной зеркальности «выборов», диаметрально отличаются друг от друга только содержания вопросов вынесенных на референдум.
Так в Южной Осетии ставился вопрос: согласны ли вы с тем, чтобы Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и получила международное признание. А на «альтернативном» референдуме грузинских крестьян, игравших роль «несогласных с режимом Кокойты осетин» спрашивали, хотят ли они стать частью Грузии и начать переговоры с Тбилиси о создании общего федеративного государства…
Возвращаясь к заглавной теме, все же подчеркнем еще одно сходство двух кампаний, это участие в них спойлеров… Правда, здесь надо оговориться — в виду того, что с самого начала альтернативным лидером «за зеркальной Южной Осетии» был утвержден Д. Санакоев, то другие участники кампании к тому времени уже были «живыми обоями»… Но, тем не менее, аналогия такая всё же есть и все роли в этом спектакле были честно отыграны вплоть до «инаугурации» и настоящего банкета.
Завершая повествование хочется обратить внимание на приближающиеся очередные выборы президента Южной Осетии, которые должны состояться весной 2017 года. Возможно, будут там и фавориты и аутсайдеры, но, как подсказывает практика, не исключаются и спойлеры, тем более что некоторые уже бывшие в этой роли политики уже заявляют о своем желании заново сыграть роли. В Цхинвале шутят: если в первом туре на стене висит гонорар, то в конце второго тура он должен быть честно отработан.

P.S.

Видимо читатель обратил внимание на весьма интересные цифры выборных кампаний 2001, 2006, 2012 годов, которые приведены из открытых источников – опубликованных официальных данных уполномоченных на то органов государственной власти Южной Осетии. В сопоставлении с опубликованными в 2016 году официальными данными переписи населения они дают интересный материал для размышления…
Важная цифра, с которой хотелось бы начать – это общее число избирателей, зарегистрированных ЦИК Южной Осетии на президентских выборах в 2001 года, тогда она составила, как мы упоминали чуть более 35 000 человек. А вот официальные данные ЦИК Южной Осетии пять лет спустя — от 12 ноября 2006 года: число избирателей, внесенных в списки для тайного голосования, уже составляет 55 163 человек и это без учета голосов Ленингорского района… Это каков должен был быть прирост населения, чтобы за 5 лет количество избирателей увеличилось на 20 000 человек!
В 2012 году количество избирателей, внесенных ЦИК Южной Осетии в списки для голосования уже равно 34 360 человек, включая уже четырехлетнее (!) нахождение Ленингорского района в составе республики.
Возникает естественный вопрос: куда делось население республики, если на сегодняшний день по данным Управления Госстатистики Южной Осетии всего в республике проживает 53 532 человека… Это официальные результаты всеобщей переписи населения 2015 года.
Совершенно очевидно, что вольное обращение с цифрами приводит к системным ошибкам, а это совершенно недопустимо и чревато политическими издержками — ведь они нужны не только для начисления пенсий и пособий или же составления списка избирателей к очередным выборам…
Этими данными пользуются, в том числе и соответствующие органы власти Российской Федерации при реализации положений многочисленных Межправсоглашений, министерства и ведомства самой Южной Осетии, которые планируют различные экономические и гуманитарные направления двустороннего сотрудничества. На эти цифры опираются обе стороны в том числе при реализации инвестиционной программы, оказания социально-экономической помощи республики, они важны для стратегического планирования в целом.

Дмитрий Николаевич Медоев
Заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ 
перейти на страницу автора

http://materik.ru/rubric/detail.php?ID=25421